28 ноября 2017 г.
Николай Дмитриев, Редактор katashi.ru

20-22 ноября в ходе серии встреч президента России В. Путина с руководством Минобороны, главами ряда министерств и ведомств, представителями оборонно-промышленного комплекса прошло обсуждение выполнения оборонного заказа, реализации ныне действующей Государственной программы вооружений (ГПВ), а также представление и согласование основных параметров следующей по счёту ГПВ, на 2018-2027 годы. Хотя итоги этих совещаний в сочинской резиденции «Бочаров ручей» и ориентировочный состав ГПВ на 2018-2027 годы достаточно широко освещались ведущими российскими СМИ, интрига всё же сохраняется. В частности, предельно скупой и довольно неоднозначной является информация об одном из самых спорных и амбициозных российских оборонных проектов, в рамках которого предполагается создание перспективного авианосца для военно-морского флота.

Как известно, ВМФ России обладает единственным авианосцем (по официальной классификации – тяжёлым авианесущим крейсером – ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», зачисленным в состав Северного флота в 1991 году. Хотя «Кузнецов» находится в эксплуатации уже 26 лет, это всего лишь примерно половина срока, который может прослужить современный крупный авианосец. В 2018 году планируется очередная модернизация корабля, в ходе которой будут отремонтированы или заменены некоторые компоненты главной энергетической установки, ракетного вооружения и различных технических средств корабля, включая оборудование для посадочных операций. В целом можно ожидать, что «Кузнецов» способен прослужить примерно до 2040 года.

Дискуссии о перспективах развития класса авианосцев в российском ВМФ не прекращались никогда после 1991 года, отчасти по историческим, отчасти по техническим мотивам.

Нелишним будет напомнить, что, помимо «Кузнецова», советские верфи с 1975 по 1988 год выпустили четыре крупных, последовательно возраставших по водоизмещению, авианесущих крейсера проекта 1143. Последний из них, в российском флоте носивший имя «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», в 2004 году был продан Индии, и после продолжавшейся около 8 лет модернизации, под именем INS Vikramaditya, вошёл в состав военно-морских сил Индии.

Ряд технических решений бывшего «Горшкова», а ныне INS Vikramaditya, использованы в проекте строящегося в настоящее время в Индии следующего, более крупного и современного авианосца INS Vikrant, ввод в строй которого ожидается в 2020-2023 годах.

Однотипный «Кузнецову» строившийся в Николаеве ТАВКР «Варяг», отошедший Украине, в 1992 году был законсервирован при 67% готовности, а в 1998 году продан Китайской Народной Республике, достроившей его по несколько изменённому проекту на верфи в г. Далянь, и включившей его осенью 2012 года под именем «Ляонин» в состав своего военно-морского флота.

По усовершенствованному типу «Ляонина», (тип 001А) в 2013 году в Даляне заложен следующий китайский авианосец, который был спущен на воду в 2017 году, а его полная операционная готовность ожидается примерно в 2020 году. В 1992 году в Николаеве также был разобран почти в 19% готовности атомный тяжёлый авианесущий крейсер (АТАВКР) «Ульяновск», строившийся по проекту 1143.7 – седьмой авианесущий крейсер советской постройки.

Говоря о технической стороне вопроса, необходимо отметить, что любой авианосец, даже столь умеренных для данного класса кораблей размеров, как французский первый и единственный атомный авианосец R91 Charles de Gaulle (в 42 тыс. т. водоизмещением), имеет очень длительный жизненный цикл. При том, что срок службы корабля такого класса обычно оценивается в 50 лет, проходит примерно 20 лет между принятием решения о создании авианосца и его передачей военно-морским силам для эксплуатации. Политическое решение о создании R91 Charles de Gaulle было принято в 1980 году, сам же корабль был официально введён в эксплуатацию в мае 2001 года. Если говорить о новейшем американском суперавианосце CVN-78 Gerald R. Ford (около 110 тыс. метрических тонн), то меморандум о намерении создать авианосец нового поколения в рамках проекта CVNX был подписан 5 октября 1998 года, а принят в эксплуатацию этот гигантский корабль был 31 мая 2017 года. Наконец, необходимость создания британского авианосца R08 Queen Elizabeth (77,8 тыс. метрических тонн), в настоящее время проходящего испытания, была признана в специальном правительственном докладе в 1998 году, а его операционная готовность ожидается в 2018 году.

Таким образом, хотя и в 1991-2000 годы, и в 2001-2017 некоторые российские политические силы и средства массовой информации имеют соблазн представить, и время от времени и представляют дискуссии об авианосной компоненте ВМФ РФ как следствие неких милитаризма и имперских амбиций, достаточно очевидно, в контексте длительности цикла исследований, проектирования и строительства, что в государстве, располагающем авианосцем, постоянное поддержание диалога на тему перспектив развития этого класса кораблей и палубной авиации неизбежно и необходимо, для того, чтобы в определённый момент принять должным образом продуманные и взвешенные решения.

Несмотря на то, что по итогам совещаний в резиденции «Бочаров ручей» 20-22 ноября 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил журналистам намерение развивать авианосную компоненту, буквально заявив, что «если говорить конкретно про авианесущие крейсера, то (их разработка и закладка намечены на) конец программы», отталкиваясь от открытых данных, нет оснований считать, что окончательные решения, включая количество и ориентировочные характеристики намеченных авианесущих крейсеров, приняты.

Рассмотрим, что же известно на настоящий момент.

В 2008 году тогдашний главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий (занимал должность главкома в 2007-2012 годах) заявил на пресс-конференции, что «в перспективе необходимо иметь 5-6 авианосцев на Тихоокеанском и Северном флотах». Тот же В. Высоцкий в 2012 году объявил о том, что к 2027 году Россия получит две авианосные ударные группы, которые будут развёрнуты на Северном и Тихоокеанском флотах. Нынешний главком ВМФ Владимир Королёв также заявил в апреле 2017 года о намерениях расширить авианосные силы России, состоящие на настоящий момент из единственного ТАВКР «Адмирал Кузнецов», однако конкретные цифры не назывались. Отметим также, что и замминистра обороны Ю. Борисов говорил о планах разработки и закладки «авианесущих крейсеров», а не единичного корабля. Необходимо также обратить внимание на то, что, по-видимому, ещё весной 2017 года, политического решения на уровне руководства страны о том, необходимо ли строительство перспективных авианесущих кораблей, принято не было. Так, в мае 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, сообщил, что Россия технически и технологически способна создать авианосец, но вопрос к военным, нужен ли им такой корабль.

Хотя в сообщениях для средств массовой информации перспективные корабли определяются иногда как «авианосцы», иногда как «авианесущие корабли», или как «авианесущие крейсера», почти несомненным представляется, что, в традициях советской и современной российской школ кораблестроения, проектируемые носители палубной авиации получат комплекс мощного ракетного вооружения, включая перспективные гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон» и морской вариант перспективного зенитного ракетного комплекса С-500, то есть действительно, независимо от своих размеров, будут являться не классическими авианосцами в американском, французском или британском стиле, а авианесущими крейсерами, имеющими солидное крейсерское вооружение. Классификация российских проектов, как авианесущих крейсеров, также весьма разумна с точки зрения международного правового режима Черноморских проливов, Босфора и Дарданелл. Согласно конвенции Монтрё, авианосцам проход через проливы запрещён, а для крейсеров, в том числе и авианесущих, такого ограничения нет, и они свободно могут переходить с Северного или Тихоокеанского флота в акваторию Чёрного моря.

Сведения о разрабатываемых российскими конструкторами проектах, скорее всего, являются свидетельством неустановившихся ещё взглядов, какие корабли нужны в дополнение, или на замену «Адмиралу Кузнецову».

В настоящее время в открытом обращении находится информация о трёх вариантах проектов, которые разрабатываются, начиная с 2007 или 2008 года Невским проектно-конструкторским бюро, Крыловским государственным научным центром, и, возможно, некоторыми другими проектными организациями судостроения. В некоторых заявлениях речь идёт о том, что эти разработки являются инициативными со стороны судостроителей, в некоторых всё же говорится о наличии каких-то контрактов с Министерством обороны на определение возможного облика корабля.

В сентябре 2017 года глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что в Минобороны передан эскизный проект авианесущего судна, и военным предстоит выбрать облик перспективного корабля.

Наиболее известная из этих разработок, - проект 23000Э «Шторм», корабля с атомной энергетической установкой водоизмещением 95-100 тыс.т., впервые продемонстрированный для широкой публики на Международном военно-морском салоне МВМС-2015, а в закрытом режиме впервые продемонстрированный в 2013 году. Фотографии макета и рекламных проспектов широко публиковались в СМИ.

Летом этого года также стало известно о том, что Крыловский государственный научный центр планирует представить в декабре 2017 года концепцию лёгкого многоцелевого авианосца водоизмещением 30-40 тыс. т. Известны и публиковались в интернете не менее двух визуальных представлений концепции корабля, тип энергетической установки не уточнялся.

В январе 2016 года со ссылкой на начальника Управления кораблестроения ВМФ России капитана первого ранга Владимира Тряпичникова информационные агентства сообщали о том, что проект лёгкого авианосца с атомной энергетической установкой может быть основан на платформе перспективного атомного эсминца «Лидер» (водоизмещение корабля по проекту «Лидер» - около 18 тыс. т.).

Как пояснил в мае 2016 года замминистра обороны Юрий Борисов, существуют три проекта авианосцев, предложенных Крыловским государственным научным центром, и «в принципе, они неплохие». Также, в 2014 году руководитель Невского проектно-конструкторского бюро заявил на индийской выставке Defexpo 2014, о том, что это ПКБ ведёт проработку сразу трёх вариантов авианосного проекта – тяжёлого, среднего и лёгкого авианосцев.

Определённым индикатором того, в сторону какого проекта смещаются предпочтения высокопоставленных военных, может служить заявление заместителя министра обороны Юрия Борисова от 23 ноября 2017 года, согласно которому в новой Государственной программе вооружений планируется создание самолётов с укороченным взлётом и посадкой и с вертикальным взлётом. Очевидно, что при выборе в пользу тяжёлого авианосца в таких типах самолётов нет большой необходимости, так как авиагруппу рациональнее создать на основе хорошо известного ПАК ФА (Т-50 или Су-57). Однако если будут выбраны проекты авианесущих кораблей меньшего водоизмещения, такое решение по самолётам выглядит логичным.

В то же время целесообразно обратить внимание на мировой опыт использования и строительства авианосцев.

В США, несмотря на значительное количество исследований в области средних и лёгких авианосцев, начиная с 70-х годов ХХ века, с целью рассмотреть более экономически выгодные варианты строительства, всё же неизменно принимались решения в пользу строительства суперавианосцев, так как выяснялось, что возможности корабля падают быстрее, нежели сокращаются его размеры и стоимость.

Великобритания имела опыт эксплуатации и успешного боевого применения лёгких авианосцев водоизмещением около 20 тыс. т., несущих самолёты вертикального взлёта и посадки в англо-аргентинском конфликте из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 году. Тем не менее, при проектировании авианосцев следующего поколения был избран проект R08 Queen Elizabeth, по своим возможностям и размерам стоящий намного ближе к американским суперавианосцам, нежели к средним или лёгким авианосцам.

Индия и КНР планируют строительство авианосцев возрастающих размеров. После сдачи флоту INS Vikrant (44 тыс. метрических тонн), индийцы планируют строить более крупный INS Vishal (65 тыс. т.). Китайцы намереваются заложить свой третий авианосец, примерно около 2020 года, с водоизмещением 85 тыс. т.

Франция, однако, предпочитает авианосцы умеренного водоизмещения, в силу финансовых ограничений. Предшественники R91 Charles de Gaulle, R98 Clemenceau и R99 Foch, переданные флоту в 1961 и 1963 годах, не превышали 33 тыс.т. водоизмещения каждый. Их планировалось заменить двумя атомными, но из-за высокой дороговизны проекта французы отказались от строительства второго атомного авианосца.